Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

        Акмеология как практико ориентированная наука о профессиональной деятельности человека

Лишь  малая часть людей знает

 для чего они предназначены,

 что и как нужно делать,

 потому они и успешны.

 Задача акмеолога - помочь остальным

людям стать успешными.

         

        В акмеологических технологиях делается акцент на способности самой личности ставить себе задачи, реализовать их, решать свои жизненные и профессиональные проблемы с установкой на получение высоких результатов. Разработка теоретических основ и экспериментальных подходов в акмеологии дала возможность обратиться к проблеме акмеолого – компетентностного подхода в подборе и обучении кадров.

         Акмеологические исследования позволяют решать практические задачи расстановки кадров, эффективного стиля управленческой деятельности, формирования управленческой команды.

        При акмеологическом подходе доминирует проблема развития творческих способностей человека с учетом различных аспектов подготовки на фоне стремительного взлета инновационных технологий и как следствие социального развития нашего общества.

        Цели Акмеологического  подхода:

- обеспечение психолого-акмеологических условий, наиболее благоприятных для личностного развития человека;

- осуществление акмеологического обеспечения индивидуально – дифференцированного подхода в  процессе подготовки специалистов.

 

Задачи акмеологического подхода: 

- оценка профессиональных компетентностей специалистов;

- моделирование оптимального развития специалистов и системы в целом;

- моделирование профессиональной деятельности и направления обучения через наборы компетентностей;

- подбор диагностических методик для проведения акмеологического мониторинга процедур подбора, обучения и контроля знаний сотрудника;

- разработка персональных траекторий развития по личностно-деятельностным признакам, психофизиологическим резервам человека;

- реализация развивающих технологий.

 

Основные направления деятельности

К основным направлениям деятельности относятся:

Акмеологическая диагностика:

– проведение акмеологической диагностики готовности специалистов к профессиональной деятельноси и само образованию;

– выявление внутригруппового статуса и социальной роли специалистов  в соответствующих направлениях деятельности;

Акмеологическое обучение:

- профессиональное обучение, развитие, решение проблем жизненного самоопределения, взаимоотношений с сотрудниками и руководством;

 - консультирование руководства предприятия по проблемам индивидуального развития специалистов.

Организационно-методическая деятельность:

 

- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности специалистов;

- обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление. 

 

        2. Функциональная направленность личности, типология Юнга

Одним из важных юнговских открытий явилось определение психологических, или личностных, типов. Два основных типа, или мироотношения, — это экстраверсия и интроверсия. Типичный экстраверт стихийно расходует свою энергию на внешний мир и выглядит общительным; интроверт погружен в себя и кажется порой отстраненным. Индивид является экстравертом или интровертом в большей или меньшей степени. Обычно один из личностных типов доминирует, не вытесняя при этом другой.

 

Наряду с близостью к одному из этих личностных типов в каждом человеке проявляются доминирующие функции сознания. Юнг выделял четыре такие функции: ощущение, интуиция, мышление и чувство. Под ощущением Юнг подразумевал данные, обычно получаемые с помощью органов чувств. Интуиция представляет собой нечто схожее с наитием: это — восприятие, по-видимому, спонтанно притекающее извне. И ощущение, и интуиция, так сказать, «даны», так как они являются невольными реакциями на один или несколько раздражителей. Это не просто различные, но противоположные способы восприятия.

 

Под мышлением Юнг подразумевал психический процесс понимания или осмысления вещей в обычном истолковании этого термина. Мы вправе считать, что оно представляет собой «логический», или «объективный», подход к вещам. Функция чувства сравнивает вещи, объявляя их ценными или нет, приятными или неприятными.

 

Типы и функции личности — это реакция человеческого сознания на жизнь. Юнг не втискивал индивидуумов в узкие категории, но намечал общие тенденции или способы бытия в мире. В пользу теории типов говорят определенные факты: кто-то предпочитает вечеринке чтение книги (интроверсия), кто-то ставит красоту выше логически доказуемого (чувство). Подчеркивая важность осознания своих склонностей в этих сферах, своей центральной задачей Юнг считал изучение бессознательного.

E (S) (TF) P  I (S) (TF) P
E (N) (TF) P I (N) (TF) P
E (T) (NS) J I (T) (NS) J
E (F) (NS) J I (F) (NS) J

Каждая функция из одной пары может сочетаться с функцией из другой пары.

 

Мыслительный (Т) (логик)

Мыслительно-ощущающий (STрациональная функция

Мыслительно-интуитивный (NT)

Разделение на практиков, конкретика, конструкторская и  производственная деятельность и теоретиков, мыслящие о глобально мировых законах.

Чувствующий (F)  (этик)

Чувствующее - ощущающий (SF)

Чувствующий - интуитивный (NF)

Первые заботливые, лучше видят, кто нуждается в их заботе и поддержке. Вторые – психологи – лучше ориентируются в возможностях и перспективах людей и отношений.

Рациональные Judging – (J)                                           Иррациональные Perctiving – (P)

Мыслительно-интуитивный                      NT                     Интуитивно-мыслительный

Мыслительно-ощущающий                      ST                    Ощущающее - мыслительный

Чувствующее – интуитивный                    NF                     Интуитивно – чувствующий

Чувствующее – ощущающий                    SF                     Ощущающее - чувствующий

Рис. 1.  Расчет вектора психологических предрасположенностей к профессиональной деятельности на основе типологической модели человека.Рис. 1. Расчет вектора психологических предрасположенностей к профессиональной деятельности на основе типологической модели человека.

 

 

 

Рис.  2. Вектор профессиональной деятельности.Рис. 2. Вектор профессиональной деятельности.

 

 

Рис.  3.  Акмеолого – компетентностным паспорт рабочего места каждого сотрудника.Рис. 3. Акмеолого – компетентностным паспорт рабочего места каждого сотрудника.

 

Рис. 4. Расчет и построение карьерограммы.Рис. 4. Расчет и построение карьерограммы.

 

Примечание 1. Рекомендуемые опросники и тесты с расшифровкой полученных результатов;:

  •   Индикатор типов Майерс-Бриггс» (МВТI), буквенный код и предрасположенности к профессиональной деятельности;
  •   Тест Кейрси, буквенный код и предрасположенности к профессиональной деятельности;
  •   Тест Вейсбанда, буквенный код;
  •   Тест MMPI, графический профиль с расшифровкой.